На росписи стен в Мехико украинский дуэт Інтересні казки вдохновила мексиканская культура
Interesni Kazki
Украинские художники расписали родину и еще полмира своими муралес — соотечественники выходят в лидеры самого популярного направления стрит-арта, — пишет Ирина Илюшина в № 29 журнала Корреспондент от 27 июля 2012 года
Прошлой осенью в одном из кварталов Майами появились новые “жители”, родом из Украины: стены домов и заборов знаменитого американского города-курорта украсили муралес — гигантские граффити со сценками из жизни горожан, сделанные украинскими уличными художниками.
На них среди деревьев и кустов разноцветные домохозяйки покупают продукты или читают книги, их мужья занимаются спортом или смотрят под попкорн телевизор, полисмен следит за порядком, а под домом сидит бомж, просящий лишнюю монетку.
Таковы последствия знаменитого фестиваля современного искусства Miami Art Basel, и такой увидели американскую жизнь украинцы Алексей Бордусов и Владимир Манжос, художники-муралисты из дуэта Інтересні казки, которые приняли участие в мероприятии.
В результате украинскими муралес уже расписана немалая часть земного шара — не только городские кварталы в США, но также в Мексике, Индии,Франции, Испании, Португалии, России, Италии, Польше, Словакии и некоторых других странах.
Муралес становится одним из самых популярных мировых трендов современного искусства, убеждены специалисты. Причем украинские художники неплохо в него вписались, замечает искусствовед Александр Соловьев, куратор Национального культурного и музейного комплекса Мистецький арсенал. Он отмечает творческое видение и профессионализм соотечественников, которые, будучи, как правило, дипломированными художниками-монументалистами, заметны рядом со своими иностранными коллегами.
Соловьев работы Казок называет классикой и кроме них говорит о десятке украинских уличных художников, востребованных за рубежом. “Их часто приглашают на фестивали, или же сами резиденты, городские власти [приглашают]”, — говорит Соловьев.
В результате украинскими муралес уже расписана немалая часть земного шара — не только городские кварталы в США, но также в Мексике, Индии, Франции, Испании, Португалии, России, Италии, Польше, Словакии и некоторых других странах.
“Безусловно, обычаи, нравы, возможно, стереотипы отражаются на творчестве, — говорит о своих работах Манжос. — Можно сказать, наши впечатления о стране выливаются в рисунок”.
Эволюция граффити
Елизавета Волкова убеждена: уличные художники сделали ее родной Харьков более ярким — разрисовали бетонную набережную красочными динамичными картинками, героями которых стали знаменитые персонажи мировой культуры — от поэта Александра Пушкина до кинодивы Мэрилин Монро.
“Я такого удовольствия от созерцания заборов не получала давно! Все, как я люблю, — коллаж, юмор, цвет, стиль и, конечно же, [писатель Даниил] Хармс, [музыкант, экс-участник харьковской группы 5’nizza Сергей] Бабкин, [американский блюзовый гитарист] BB King”, — перечисляет понравившиеся работы Волкова.
Суммы гонораров художники не называют, но признаются, что своим творчеством вполне себя обеспечивают и больше нигде не подрабатывают.
Их авторы — Роман Минин и Гамлет Зиньковский, профессиональные художники-монументалисты, — окончили Харьковскую академию дизайна и искусств. У обоих за плечами немалый опыт работы, а также участие в украинских и международных фестивалях и выставках, в том числе в Мистецькому арсеналі.
У Манжоса из дуэта Інтересні казки профессионального образования нет, он окончил аграрный университет по специальности менеджер организаций, но никогда не работал в этой сфере. Неизвестно, много ли потеряло в его лице сельское хозяйство, однако искусство явно приобрело: застать художника в Украине практически невозможно — его ждут стены Севильи, Атланты, Парижа и Монреаля.
Причем все эти муралес абсолютно легальны и полностью оплачиваются приглашающей стороной — чаще всего организаторами арт-фестивалей или выставок, иногда — городскими властями.
Суммы гонораров художники не называют, но признаются, что своим творчеством вполне себя обеспечивают и больше нигде не подрабатывают.
Чем занимаются художники-муралисты, от обычных граффити: если последним свойственна анонимность, бунтарская идея, риск и спонтанность, то муралисты зачастую — полноценные художники, выработавшие свой стиль.
Путь к мировой славе украинских муралистов лежал через темные улицы украинской столицы и других городов — ребята начинали как обычные райтеры, то есть те, кто, орудуя баллончиком, наносит на стены свой псевдоним или рисует буквы и фразы.
“Мы рисовали граффити, но затем осознали, что это бессмысленно — писать шрифты или свой никнейм на стенах. И стали рисовать персонажей”, — вспоминает Манжос.
Эксперты отличают то, чем занимаются художники-муралисты, от обычных граффити: если последним свойственна анонимность, бунтарская идея, риск и спонтанность, то муралисты зачастую — полноценные художники, выработавшие свой стиль.
“Эти ребята смело называют свое имя, подписывая собственные монументальные произведения, и стараются не спорить с законом”, — говорит искусствовед Елизавета Бельская.
Со стены на Sotheby’s
Практически все украинские муралисты, а также некоторые художники, начинали граффитчиками. Так, еще недавно одесский райтер Apl315 сидел в амстердамской тюрьме, поскольку не мог заплатить штраф за собственное произведение, которое нидерландская полиция посчитала порчей муниципального имущества. Сейчас он — на шестом месте в Топ-10 самых перспективных украинских художников в возрасте до 35 лет, составленном авторитетным журналом Forbes.
Как отмечают эксперты, коммерциализация уличного искусства и его выход на легальные арт-площадки — одна из тенденций современного искусства. На одном из лондонских аукционов коллекция произведений британца Бэнкси — 18 копий работ этого самого известного в мире граффитчика — ушла с молотка за 400 тыс. фунтов стерлингов. Самый дорогой рисунок, Девочка с шариком, был продан более чем за 73 тыс. фунтов — в пять раз выше эстимейта, то есть первой запрошенной аукционистом цены.
Коммерциализация уличного искусства и его выход на легальные арт-площадки — одна из тенденций современного искусства
Украинским уличным художникам до таких цифр далеко, хотя они в тренде: одна из картин Apl315, Накладные варикозные вены, была продана за $ 1.650. Его персональные выставки проходят в Санкт-Петербурге, Варшаве, Берлине и некоторых других европейских городах.
Стрит-арт вызывает значительный отклик в обществе, это своеобразный дух времени, свежее и демократическе явление, убежден уличный художник Владимир Воротнев (Lodek). Да и его сообщество испытывает потребность в галерейном и музейном пространстве как в дополнительной площадке для общения со зрителем. Более того, во многих зарубежных странах, где власти думают о собственном лице города, они всячески содействуют проектам уличных мастеров.
В Украине все наоборот: если речь идет о легальном продукте, то “все сложно”, рассказывает Apl315, зато если говорить о нелегальных произведениях, то площадок хоть отбавляй. “Нетрудно работать в стране, где коррупция является второй национальной религией”, — художник намекает, что в Украине у граффитчика, если его схватит милиция, всегда есть возможность откупиться.
Да и не вовлеченные в творческие процессы сограждане не всегда открыты к восприятию граффити. Зиньковский вспоминает, как однажды владелец магазина, на стене которого он предложил что-то нарисовать, заявил: “Я в искусстве не нуждаюсь!”.
“Но есть и другие люди, которые ценят и любят все красивое вне зависимости от того, где оно находится, — оправдывает соотечественников художник. — Я считаю, что именно за таким искусством будущее”.